Open login
Главная КУДДУС КУЖАМЬЯРОВ
КУДДУС КУЖАМЬЯРОВ
22.05.2012 12:18   

Дорогие друзья! Рады представить вашему вниманию ветку «Легендарные личности» куда войдут материалы о выдающихся личностях ,внесших огромный вклад в становление и развитие уйгурской музыкальной культуры в Казахстане  и первым ,по праву, его открывает великий уйгурский композитор Куддус Кужамьяров, 21 мая ему бы исполнилось 94 года.

Куддус Ходжамьярович Кужамьяров - советский и казахстанский уйгурский композитор и педагог, основатель уйгурской профессиональной музыки, народный артист СССР .

Биография

Родился 21 мая 1918 года в селе Кайназар современного Енбекшиказахского района Алматинской области, Казахстан. Когда Куддусу было 3 месяца, скончался его отец.

Когда Кужамьяров приехал в Алма-Ату для поступления в музыкально-драматический техникум ему ещё не исполнилось 16 лет. Вначале он поступил в колледж по классу скрипки, затем перешёл на фортепьянное отделение, где начал сочинять музыку, сдал экзамены на композиторский факультет Московской консерватории. Однако из-за Великой Отечественной войны учёбу пришлось отложить — его призвали в армию. В 1943 году на фронте он вступил в КПСС.
После демобилизации Куддус Кужамьяров вернулся в Алма-Ату, в 1951 году окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции профессора Е. Г. Брусиловского. Имеются воспоминания Брусиловского, в которых он рассказывает:

 


Среди моих учеников особенно дорог мне Куддус Кужамьяров. Он появился у меня неожиданно 20-летним парнишкой в азиатских галошах на босу ногу. Отца у него уже не было, а мать работала уборщицей в том самом Муздрамтехникуме, где он учился на фортепианном отделении. Он сообщил, что хочет стать композитором, и поэтому решил обратиться ко мне. На рояле для двадцати лет он играл весьма неважно. В этой области у него явно ничего хорошего не предвиделось. Но композиторские способности меня убедили, и я стал с ним понемногу заниматься. Таким образом, появился юноша, решивший стать первым в истории своего народа уйгурским композитором. Меня такая перспектива очень заинтересовала.
С юных лет его отличала дисциплинированность, целеустремленность, отсутствие юношеской легкомысленности и обычных слабостей. Он не пытался курить, не баловался вином, вообще не знал никаких соблазнов в жизни. В самых трудных условиях жизни он не падал духом, не жаловался и продолжал организованно и успешно работать. Мать и сын жили на тощую зарплату уборщицы в типичном "старо алма-атинском небоскребе". Это была рукодельная глиняная землянка с маленькими оконцами на уровне земли. Крыша из камыша и травы постоянно протекала, и вода просачивалась на земляной пол. Мать по старинке хотела, чтобы сын бросил все это нищее искусство и, как все его сверстники, торговал на базаре, потом женился бы на уйгурской девушке с богатым приданым и стал бы солидным человеком.
Но Куддус не сдавался: голодал, носил старые залатанные вещи и продолжал заниматься, упорно пробиваясь к намеченной цели. В результате он добился права поехать в Московскую консерваторию и поступил в нее. Но началась Отечественная война, и он оказался в армии. Оттуда Куддус писал мне своим корявым косым почерком пламенные письма, в которых заверял, что, как только война закончится, он снова будет заниматься со мной композицией. Просил, чтобы за ним забронировали в консерватории место, так как фашистов скоро окончательно разобьют, и он вернется домой в Алма-Ату.

 


После окончания Алма-Атинской консерватории в течение двух лет стажировался в Московской консерватории (класс профессора В. Я. Шебалина). С 1953 года работал преподавателем, в 1957-1967 годах — ректором, с 1968 года — заведующим кафедрой Алма-Атинской консерватории. Звание профессора получил в 1965 году.
В своих произведениях Кужамьяров широко использовал мотивы уйгурского фольклора, на основе которых он создал первую уйгурскую оперу «Назугум» (1956) и балет «Чин-Томур» (1967). Оригинальность авторского почерка, обозначившаяся в поисках национального стиля, воплотилась в программной симфонической поэме «Ризвангуль» (1950), за которую он получил Сталинскую премию третьей степени в 1951 году. Автор опер «Золотые горы» (1960, совместно с Н. Тлендиевым), «Садыр-Палван» (1977), симфонической поэмы «Песни о свободе» (1954), оратории «Цвети, Семиречье!» (1970), симфонии, посвящённой памяти А. Розыбакиева и Третьей симфонии (1981, Государственная премия Казахской ССР 1984 года) концерта для трубы с оркестром (1973, вторая редакция — 1985). Ему принадлежат многие камерные, инструментальные и хоровые произведения, песни и романсы, музыка к драматическим спектаклям.
Являлся членом правления Союза композиторов Казахстана, в 1955-1959 годах был его председателем. В 1959-1966 годах являлся членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы и искусства. Также был членом правления общества Дружбы и культурной связи с зарубежными странами и общества «Отан» по культурной связи с соотечественниками за рубежом. Участник международных фестивалей в Тегеране в 1961 году и в Багдаде в 1964 году.
Избирался членом ЦК Компартии Казахской ССР (1961—1967), депутатом Верховного Совета Казахской ССР 2-3-го созывов.
В последние годы в его творчестве отмечается ностальгическое возвращение к детству — Кужамьяров сочинил «Детский альбом» (15 фортепианных пьес) и другие лирические произведения.
Ушел из жизни 8 апреля 1994 года.


Награды и звания
•    Сталинская премия третьей степени (1951)
•    Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1954)
•    Народный артист Казахской ССР (1973)
•    Народный артист СССР (1987)
•    Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1947)
•    Орден Ленина (1959)
•    Орден «Знак Почёта» (1961)
•    Медаль «Отличный работник» Минкультуры СССР (1964),
•    Орден Трудового Красного Знамени (1971)
•    Орден Октябрьской революции
•    Медаль «За отличные успехи в работе» (1978)
•    Медаль «Ветеран труда» (1980)
•    Государственная премия Казахской ССР (1984)


Память
3 марта 2005 года Постановлением Правительства Казахстана имя народного артиста СССР Куддуса Кужамьярова было присвоено Государственному республиканскому уйгурскому театру музыкальной комедии.
В июле 2008 года рядом с театром был установлен памятник Куддусу Кужамьярову скульптора Магамеда Абдуллаева и архитектора Аркина Маметбакиева.
wikipedia.org

Еще статьи о К.Кужамьярове
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=18703
http://uighur.narod.ru/uigur1/Kuddus_Kuzhamyarov.htm
http://uighur.narod.ru/news/monument_melodist.html
http://uighur.narod.ru/uighurum/uyghur_compozitori.html

Представляем вашему вниманию треки из первого диска произведений К.Кужамьярова

Download Name Play Size Length
download Kazakhskiy tanec

2.7 MB 2:59 min
download Konzert dlya trubi s orkestrom

9.8 MB 10:39 min
download Simfonicheskaya kartina 'Mashrap'

7 MB 7:42 min
download Simfonicheskaya poema 'Rizvangul'

11.9 MB 12:59 min
download Simfoniya # 1(pamyati A.Rozibakiyeva)

7.8 MB 8:33 min
download Simfoniya # 4 'Takla-Makan'

22.5 MB 24:33 min
download Tancy iz opery 'Nazugum'

5.7 MB 6:15 min

Куддус Кужамьяров

«Оперная и балетная музыка»

Уважаемые посетители нашего сайта ! Из музыкальных архивов  предлагаем вашему вниманию второй диск великого композитора .Ниже приводим вам текст буклета к диску и сами треки . Приятного прослушивания  –

 

Дорогой слушатель! Вы держите в руках очередной диск, посвященный творчеству выдающегося композитора и общественного деятеля 20 столетия Куддуса Кужамьярова.

Выпуск диска состоялся при поддержке Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, ректором которой К.Кужамьяров являлся в период с 1957 по 1967 гг., и приурочен к 90-летию со дня рождения композитора.

Куддус Кужамьяров (21.05.1918, Алматинская обл., Энбекши-казахский р-н, с. Кайназар – 08.04.1994, г. Алматы) – основоположник уйгурской профессиональной музыки, Народный артист СССР и РК, Лауреат Государственных премий СССР и РК, профессор. Творчество композитора поражает своим масштабом. Пожалуй, все имеющиеся в мировой  музыкальной культуре жанры он пытался воплотить в уйгурской музыке и дать им жизнь. В лице Куддуса Кужамьярова была впервые представлена одна из ветвей многонационального искусства Казахстана – современная уйгурская профессиональная музыка. Столетиями бытовавшая как искусство устной традиции, с любовью передаваемая от поколения к поколению, уйгурская музыка обрела новое направление в творчестве К.Кужамьярова. Талантливый сын уйгурского народа – одного из древнейших народов Центральной Азии – он  проявлял блестящие знания его истории и культурных традиций. На этой основе он создавал сложные музыкальные полотна, современные по духу, мироощущению и стилистике. Поиск органичного синтеза особенностей национальной школы и симфонизма как метода европейского музыкального мышления стал для композитора подлинной целью в творчестве. Для её достижения он создавал одно за другим свои опусы:  оперы «Назугум», «Золотые горы», «Садыр Палван», балет «Чин-Томур», пять  симфоний, инструментальные концерты, симфонические поэмы, кантаты и оратории, песни, романсы, инструментальные пьесы. Яркие, запоминающиеся образы, мелодическая щедрость, зажигательные ритмы, декоративно-живописная оркестровка привлекают слушателей в его произведениях.

 


 

Появление первой уйгурской оперы «Наузугм» (1956) на сцене Казахского академического театра оперы и балета им. Абая явилась важным событием не только в творческой биографии автора, но и в жизни республики.[1] Опера увидела свет в то время, когда шел сложный процесс становления профессионального казахского искусства, когда в творчестве многое определялось слуховой настройкой аудитории, веками воспитанной на монодии. При создании «Назугум» К.Кужамьяров опирался на опыт русского, советского оперного искусства и на достижения казахского оперного театра (оперы Е.Брусиловского – «Кыз-Жибек», «Жалбыр», А.Жубанова и Л.Хамиди – «Абай», М.Тулебаева – «Биржан и Сара»). Интонационную основу «Назугум», как и названных казахских опер, составили популярные народные первоисточники, обработанные с различной степенью сложности; оригинальная, авторская часть тематизма тоже базируется на фольклорном мелосе. Отмечая успех первой уйгурской оперы, композитор А.Долуханян так отзывался о самом авторе: «К.Кужамьярова отличает упорство, целеустремленность, завидное трудолюбие. Постановка оперы «Назугум» не только награда за талант, но и награда за труд. Яркая мелодика запоминается, вокальные партии написаны удобно, выигрышно, превосходны хоры». Опера «Назугум» – вершина раннего периода творчества композитора, она завершила этап поиска своей темы в искусстве, окончательно определила творческое лицо автора и подвела его к осуществлению более смелых замыслов

 


[1]Опера  в четырех действиях, либретто К.Хасанова, режиссер-постановщик К.Джандарбеков, дирижер Г.Дугашев.

Исполнители: Назугум – Р.Джаманова, Баки - А.Умбетбаев, Гульмат - Р.Абдуллин. В основе сюжета оперы - народное предание, отражающее действительные события национально-освободительной борьбы уйгуров в 1825-28 гг. против маньчжурских поработителей. Маньчжуры подавили одно из крупнейших движений в Кашгаре (Восстание Джехангира) и жестоко расправились  с повстанцами. Все мужчины были уничтожены, а женщины, среди которых была красавица Назугум, проданы в рабство. Девушку насильно выдали замуж. Гордая и смелая, она не покорилась – убила хозяина-маньжура, много раз убегала на родину, но была поймана  и по приказу властей публично казнена.

 

Уже вскоре после «Назугум» у К.Кужамьярова возникает мысль воплотить в большой героической фреске драматические события, связанные с легендарной историей уйгурского народа. Однако тогда композитор не чувствовал себя достаточно подготовленным для такой ответственной задачи и вплотную приступил к работе над оперой только в 1975 году. Опера «Садыр Палван» по содержанию, накалу событий и масштабам может быть уподоблена большой героической эпопее, совершенно новому жанру для казахского и уйгурского оперного искусства 70-х годов.[1]

Опера «Садыр Палван» демонстрирует верность К.Кужамьярова ведущей в его творчестве героико-патриотической теме. «Садыр Палван» представляется вершинной в раскрытии этой темы у композитора, а ее идея навеяна несокрушимой верой в силу, мужество народа и его победу. Сюжетную основу оперы образуют предания и действительные события, которые воскрешают одну из значительных страниц героической истории уйгуров. Спектакль воспевает предводителя народно-освободительного движения Садыра, прозванного Палваном (богатырем), свободолюбие, мужество и стойкость народа в борьбе с иноземцами. Несмотря на трагическое содержание, сочинение отмечено подлинным оптимизмом, проникнуто верой в конечную победу повстанцев. Вся опера в целом воспринимается как  жизненно-правдивое музыкально-сценическое полотно. Ей присущи образность музыкального языка, развитость средств гармонического и полифонического письма, богатство хоровой палитры, логичность музыкальной драматургии, широкое применение многообразных красочных созвучий,  которые вырастают из самого интонационного строя мелодий или приемов народного инструментального музицирования.

На диске записана вторая картина оперы «Родной очаг», действие которой происходит в  доме Садыра. Садыр прощается с женой Шавахан перед уходом в горы. Теплота и задушевность свойственны лирическому дуэту-прощания.

 


[1] Опера в двух действиях, шести картинах, либретто М.Абдрахманова, постановка ГАТОБ им. Абая в 1977г., режиссер-постановщик Б.Рябикин, дирижер В.Руттер, хормейстер Б.Жаманбаев. Исполнители: Садыр Палван – М.Мусабаев, Шавахан – Р.Джаманова, военачальник Алахан – Н.Каражигитов.

 

Важнейшей вехой на творческом пути К.Кужамьярова стал балет «Чин-Томур» (1966)[1] – художественно яркое, зрелое сочинение, отмеченное дальнейшими поисками в области национальной формы, индивидуального подхода к фольклору. Хорошо знакомая, бытующая у многих восточных народов сказка о богатыре-избавителе Чин-Томуре, насыщенная острыми, необыкновенными коллизиями, многими сторонами отвечала требованиям балетного жанра и индивидуальным особенностям творческого дарования композитора. К.Кужамьяров проявил здесь возросшую техническую вооруженность. Свободное владение гармоническими и оркестровыми средствами позволило ему точно и изобретательно воплотить в музыке сказочный сюжет.[2] Многие объективные предпосылки подготовили появление романтически-сказочного балета. И, прежде всего – народное искусство. Следует отметить, что вся культура уйгурского народа в ее древнейших истоках и современных образцах насыщена удивительной пластикой изящного и колоритного танца, сопровождаемого инструментальными наигрышами и пением. Несомненно, традиции национальной хореографии послужили первичным материалом для композитора при создании балета.

*****

В настоящий диск вошли архивные записи из опер «Назугум», «Садыр Палван» и балета «Чин Томур». К сожалению, при жизни сам композитор не занимался вопросами звукозаписей своих произведений, и поэтому в Казахстане отсутствуют полные варианты записей его крупных музыкальных полотен. В списке сохранившихся фонодокументов произведений К.Кужамьярова (включая Госархив РК) также не значатся записи его опер и балета, поставленных на сцене ГАТОБ им. Абая. Цель выпуска данного диска – перенести на современный носитель сохранившиеся архивные записи из музыкально-сценических произведений композитора в исполнении выдающихся мастеров казахского искусства, Народных артистов СССР и Республики Казахстан: Р.Джамановой, Р.Абдуллина, Г.Дугашева, Б.Досымжанова, А.Умбетбаева, Ш.Бейсековой, М.Мусабаева, Ф.Мансурова, А.Оспановой и сделать их доступными для широкого круга слушателей.

Диск был создан на основе архивных записей из фондов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и семьи К.Кужамьярова.

 

Редактор-составитель: ХАСАНОВА Р.К.

Dear listener! Your are holding in your arms fresh successive disk devoted to creative work of Kudduss Kuzhamyarov – one of the most distinguished composers and social figures of the XXth century.

The present disk’s issue has achieved the success thanks to the support granted by the Kazakh National Conservatoire named after Kurmangazy, where Mr. K.Kuzhamyarov occupied the position of the Rector (Vice-Chancellor) within the period from 1957 to 1967 and the issue is dated to the 90th anniversary of the composer’s birthday.

Mr. Kudduss Kuzhamyarov (born on the 21st of May 1918 in Almaty territory, Enbekshi-Kazakh region, town of Kainazar - deceased on the 8th of April 1994 in the city of Almaty) was the founder of the Uigur professional music, People’s Artist of the USSR and the Republic of Kazakhstan, Laureate of the State Premium of the USSR and the Republic of Kazakhstan, professor.  The creative work of the composer is amazing by its scope. It seems like he tried to realize in the Uigur music all already existed all over the world culture genres and to bring them to life. One of the branches in multi-national Kazakhstanian art has been represented for the first time in the person of Kudduss Kuzhamyarov – it is current Uigur Professional Music.  Existed for centuries as the folk art of a verbal tradition donating across generations, the Uigur music has gained the new tendency in the creative work by K.Kuzhamyarov.  The gifted son of the Uigur nation – one of the oldest nations in the Central Asia – he has displayed the brilliant knowledge of its history and cultural traditions. He has created on this basis involved musical sheets up-to-date to one’s   spirit, attitude and stylistics. The search for organic synthesis of national school peculiarities and symphony as the method of European Musical thinking became for the composer a real goal in his creative work.  In order to succeed it  he  created one by one his opuses: operas “Nazugum”, “Gold Mountains”, “Sadyr Palvan”, ballet “Chin Tomur”, five symphonies, instrumental concerts, symphonic poems, cantatas and oratorios, songs, romances, instrumental plays. Musical compositions by him attract audience due to their fancies bright and kept in mind, generosity of melody, exciting rhythms, arts and applied orchestration.

The advent  of the first Uigur Opera “Nazugum” (1956) at the stage of the Kazakh Academic  Opera and Ballet Theatre named after Abai,  became  the most important event not only in the author’s creative biography  but in the life of the Republic as well.[3] The Opera saw the light of that day at the point of the involved process  in  professional Kazakh Art coming into being within the period of a creative work  had been  determined by hearing tuning of the auditory cultivated by monody. Within the process of “Nazygym” creation,   K.Kuzhamyarov had been guided by the experience of Russian and Soviet Opera Art and by the progress of the Kazakh Opera Theatre (operas – “Kyz-Zhibeck”, “Zhalbyr” by E.Brusilovsky, “Abai” by A.Zhubanov and by L.Hamidi, “Birzhan and Sara” by M.Tulebayev).  Intonational ground in “Nazygym” as well as in above mentioned operas, was made of popular folk origins, put in final form having   different stages of complexity; original author’s part of thematism was also based on the folk meloth. Noting the success of the first Uigur Opera the composer A.Dolukhanyan spoke of the author: “K.Kuzhamyyarov distinguishes himself for his persistence, firmness of purpose, enviable diligence. The performance of “Nazugum”opera is not just only the award for the talent but also the appreciation for the creative labour. Bright melody remains in your memory, vocal parties are written in proper and vantage way, and chorus is splendiferous.” The opera “Nazugum” is the top of the early period of the composer’s creative work; it has completed the stage of research of its own theme in the art and finally defined creative character of the author and placed him to realization of even more audacious intentions.

Just after ‘Nazygym” K.Kuzhamyarov had got an idea to realize in large heroic fresco the dramatic events related to legendary history of Uigur nation. However the composer did not feel himself professionally experienced enough for so responsible task and started    the opera just only in 1975. The Opera “Sadyr Palvan” by its content, tension of events could be liken to large heroic epopee, absolutely new genre for the Kazakh and the Uigur Opera Art of the 70ies.[4]

Opera “Sadyr Palvan” demonstrates K.Kuzhamyarov’s adherence   leading to his creative work in heroic and patriotic theme. “Sadyr Palvan” represents itself as a top in development of this theme by the composer and its idea has been casted over by unconquerable trust in force, courage of people and its triumph. Plot base of the opera was founded by legends and real events which recalled one of substantial pages of heroic Uigurs history. The performance praises the leader of people’s liberation movement by Sadyr named Palvan (epic athlete), love of freedom, spirit and firmness of people in their struggle against foreigners. In spite of the tragic content, the composition has been marked by true optimism, penetrated by faith in the final victory with rebels. The opera in a whole is taken as vital and true musical sheet for stage. It is peculiar to intrinsic figurativeness of the music language, maturity of means of harmonic and polyphonic letter, wealth of chorus palette, logicality of musical dramatic composition, wide use of varied highly colored consonances which developed from the most intonation tune of melodies or devices of folk instrumental playing music.

The disk has got the second scene of the opera “Own Fireplace” recorded the act at Sadyr’s home. Sadyr says good bye to his wife Shavakhan before his leaving to the mountains. Warm heartedness and sincerity are peculiar to lyric farewell duet.

The most important milestone in the creative work by K.Kuzhamyarov is the ballet “Chin-Tomur” (1966)[5] – artistically bright, matured composition, marked with further search in the sphere of national forms, individual approach to folklore. Well-known, existing among many east nations the tale about epic athlete Chin-Tomur is saturated by keen, extraordinary collisions and meet requirements of the ballet genre and individual peculiarities of creative gift of the composer.  K.Kuzhamyarov displayed at that point the higher level of technical aids.  Free possession of harmonic and orchestra means gives him an opportunity to realize in music THIS fantastic plot.[6]

All objective evidences prepared the ground for evidence of romantic fairy ballet .And first of all – folk art. It is necessary to mention that all culture of the Uigur nation in its ancient origins and modern samples is saturated by amazing sense of rhymes in elegant and vivid dance, accompanied by instrumental folk-tuning and singing. Undoubtedly, traditions of national choreography served as the primary material for the composer while the ballet creation.

 

*****

The present disk unites the archives records from the operas “Nazugum”, “Sadyr Palvan” and the ballet “Chin Tomur”. Unfortunately, inter vivos the composer did not arrange sound recording of his works that is why in Kazakhstan there is not any complete variants of records of his large musical sheets.  In the list of remained phonodocuments of musical compositions by K.Kuzhamyarov,  (including State Archives of the Republic of Kazakhstan) there are not any records by his operas and ballet,  performed  at the stage of GATOD named after Abai) .The aim of the issue of the present disk is to transfer it to up-to-date input medium all kept archive records from musical and stage compositions by  the composer in performance by well-known masters of the Kazakh Arts  People artists of the USSR and  Republic of Kazakhstan: R.Dzhamanova,  R.Abdullin,  G.Dugashev,  B.Dosymzhanov,  A.Umbetbayev, Sh.Beysekova, M.Musabayev,  F.Mansourov, A.Ospanova and  make them available for the wide range of listeners.

The present disk has been issued on the basis of archives records from the funds of the Kazakh National Conservatoire named after Kurmangazy and the family of K.Kuzhamyarov.

 

Author-editor-in chief KHASSANOVA R.K.

************************************************************************

Kudduss Kuzhamyarov

 

Disk No.1

Extracts from the opera ‘Nazygym”

  1. Overture. Orchestra GANOD  named after  Abai , band-master Gaziz Dugashev (5.38)
  2. Recitative and aria Baki from the 1st act. Anuarbek Umbetbayev (7.02)
  3. Ballet scene with chorus from the 2nd act. Chorus and orchestra GATOB named after Abai,  band-master Gaziz Dugashev (10.57)
  4. Recitative and Aria of Nazugum from the 3rd act. Rosa Dzhamanova (9.07)
  5. Duet of Nazugum and Baki from the 4th act. Shabal Beisekova,  Baigali Dosymzhanov (3.44)
  6. Gulmat Ballade. Rishat  Abdullin  (4.38)

 

Disk No.2

Fragments s from the opera “Sadyr Palvan”, ballet music.

  1. “Own Fireplace, the 2nd scene of the opera “Sadyr Palvan”. Murat Musabayev, Alma Ospanova. The State Symphonic Orchestra of  the USSRCinematography of the USSR, band master Fuat Mansurov (10.14)
  2. The first suite from the ballet “Chin Tomur” (Archers,  Captives,   Warriors’ Folk-Dance,

Monologue, Procession).  The State Symphonic orchestra of the Republic of Kazakhstan, band master Ilya Ostrovskey (13.23)

  1. The second suite from the ballet ‘Chin Tomur (Introduction, Lullaby, Old People Dance, Maidens’ Dance, Finale). GSO RK,  band master  Ilya Ostrovskey (19.19)

 

 

ALL MUSICAL COMPOSITIONS HAVE DEEN RECORDED FROM THE FUNDS OF THE NATIONAL CONSERVATOIRE NAMED AFTER KURMANGAZY AND THE FAMILY OF K. KUZHAMYZROV

 

Куддус Кужамьяров

Диск № 1

Отрывки из оперы «Назугум»

  1. Увертюра. Оркестр ГАТОБ им. Абая, дирижер  Газиз Дугашев (5.38)
  2. Речитатив и ария Баки из 1 действия. Ануарбек Умбетбаев (7.02)
  3. Балетная сцена с хором из 2 действия. Хор и оркестр ГАТОБ им. Абая, дирижер Газиз Дугашев (10.57)
  4. Речитатив и ария  Назугум из  3 действия. Роза Джаманова (9.07)
  5. Дуэт Назугум и Баки из 4  действия. Шабал Бейсекова, Байгали Досымжанов. (3.44)
  6. Баллада Гульмата. Ришат Абдуллин (4.38)

Диск № 2

Отрывки из оперы «Садыр Палван», балетная музыка

  1. «Родной очаг», 2-я картина оперы «Садыр Палван». Мурат Мусабаев, Алма Оспанова. Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР, дирижер Фуат Мансуров. (10.14)
  2. Первая сюита из балета «Чин-Томур» (Лучники, Невольницы, Пляска воинов, Монолог, Шествие). Государственный симфонический оркестр РК, дирижер Илья Островский. (13.23)
  3. Вторая сюита из балета «Чин-Томур» (Вступление, Колыбельная, Танец стариков, Танец девушек, Финал) ГСО РК, дирижер Илья Островский. (19.19)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАПИСАНЫ ИЗ ФОНДОВ  КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ КУРМАНГАЗЫ  И  СЕМЬИ К.КУЖАМЬЯРОВА

 


[1] Балет в шести картинах, либретто З.Райбаева, постановка ГАТОБ им. Абая в 1969г., режиссер-постановщик З.Райбаев, дирижер Г.Дугашев. Исполнители: Чин-Томур – А.Джалилов, Махтум-Сулу – Т.Парпебаева, Чон-Хотун – С.Тулусанова.

[2] В сказке повествуется о том, как старшая жена одного уйгура, Чон-Хотун, подкупила злую бабку, чтобы та выкрала новорожденных детей младшей жены, Кичик-Хотун, бросила их в озеро, а вместо детей положила в колыбель щенка и котенка. Разгневанный уйгур выгнал ни в чем неповинную молодую женщину из дому. Но дети ее не погибли. Они выросли в лесу, среди птиц и зверей. Мальчик назвал себя Чин-Томуром, а девочка Махтум-Сулу. Постоянно встречая на своем пути опасности и лишения, смело вступая в борьбу с ними, они стали сильными и ловкими, природа же наделила их невиданной красотой. После долгих скитаний Чин-Томур и Махтум-Сулу вернулись к своему народу. Узнав обо всем, их отец приказал слугам отвести злую Чон-Хотун в горы и бросить ее на растерзание волкам, а Кичик-Хотун снова вернул в родной дом.

 

[3] The opera is in four acts, libretto by K.Khasanov, producer K. Dzhandarbekov, band-master G.Dugashev. Performers: Nazugum – R.Dzhamanova,  Baki – A. Umbetbayev,  Gulmat – R.Abdullin. At the heart of theе opera plot there is the folk legend displaying real events of national-liberation movement of Uigurs in 1825-28 against Manchuria conquerors. Manchurs put down one of the largest movements in the town of Kashgar (Dzhehangir’s rising in arms) and carnaged severely against rebels. All men were killed and women with Nazygym among them – the beautiful maid - were sold for slavery.  The maid was given in marriage under compulsion. Being proud and bold she did not become reduced – so she killed the master Manchur, tried to escape to her motherland, but she was entrapped and put to death in public  under the order of authorities.

 

[4] The Opera is in two acts,   two scenes,   and libretto by M. Abdrakhmanov performance by GATOB named after Abai in 1977, producer B. Ryabkin, band-master B.Zhamanbayev. Performers: Sadyr Palvan – M. Musabayev,  Shavakhan – R. Dzhamanova, military leader Alakhan – N.  Karazhigitov.

[5] The Ballet is in six scenes, libretto by Z. Raibayev, performance GATOB named after Abai in 1969, producer Z.Raibayev, band-master G.Dugashev.  Performers: Chin Tomur – A.Dzhalilov, Makhtum-Sulu – T.Parpebayeva, Chon-Khotun – S.Tulusanova.

[6] The tale narrates about the case when the elder wife of one Uigur Chon-Khotun has bribed one malicious midwife to steal the new-born children of the concubine wife Kichik-Khotun, throw them into the lake and put a puppy and a kitten instead of babies into the cradle. The furious Uigur turned the innocent young woman out of house and home. But her children did not perished. They brought up in the forest among birds and animals. The boy named himself Chin-Tomur and the girl – Makhtum-Sulu. Always meeting on their way perils and hardships and going into struggle with them, they became strong and smart and the nature showered singular beauty on them.  After long wandering Chin Tomur and Makhtum-Sulu came back to their nation. Having known everything about the case their father ordered to take away malicious Chon-Khotun to the mountains and throw her to be teared to pieces by wolves and he brought back Kinchik-Khotun home.

 

 

Часть первая – Отрывки с оперы «Назугум»   (6 треков)

Download Name Play Size Length

Часть вторая  – Отрывки с оперы «Садыр Палван»   (3 трека)

Download Name Play Size Length

 
Интересный материал? Поделись с другими:

Комментарии 

 
+3 #2 баха 2012-11-12 19:08 Величайший композитор уйгурского народа первооткрывател ь !!! Поклон низкий.
 
 
+2 #1 Жанна 2012-05-22 16:48 Жаль нет его продолжателей