КУДДУС КУЖАМЬЯРОВ | |
|
Дорогие друзья! Рады представить вашему вниманию ветку «Легендарные личности» куда войдут материалы о выдающихся личностях ,внесших огромный вклад в становление и развитие уйгурской музыкальной культуры в Казахстане и первым ,по праву, его открывает великий уйгурский композитор Куддус Кужамьяров, 21 мая ему бы исполнилось 94 года. Куддус Ходжамьярович Кужамьяров - советский и казахстанский уйгурский композитор и педагог, основатель уйгурской профессиональной музыки, народный артист СССР . Биография Родился 21 мая 1918 года в селе Кайназар современного Енбекшиказахского района Алматинской области, Казахстан. Когда Куддусу было 3 месяца, скончался его отец. Когда Кужамьяров приехал в Алма-Ату для поступления в музыкально-драматический техникум ему ещё не исполнилось 16 лет. Вначале он поступил в колледж по классу скрипки, затем перешёл на фортепьянное отделение, где начал сочинять музыку, сдал экзамены на композиторский факультет Московской консерватории. Однако из-за Великой Отечественной войны учёбу пришлось отложить — его призвали в армию. В 1943 году на фронте он вступил в КПСС.
Еще статьи о К.Кужамьярове Представляем вашему вниманию треки из первого диска произведений К.Кужамьярова
Куддус Кужамьяров«Оперная и балетная музыка»
Уважаемые посетители нашего сайта ! Из музыкальных архивов предлагаем вашему вниманию второй диск великого композитора .Ниже приводим вам текст буклета к диску и сами треки . Приятного прослушивания –
Дорогой слушатель! Вы держите в руках очередной диск, посвященный творчеству выдающегося композитора и общественного деятеля 20 столетия Куддуса Кужамьярова. Выпуск диска состоялся при поддержке Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, ректором которой К.Кужамьяров являлся в период с 1957 по 1967 гг., и приурочен к 90-летию со дня рождения композитора. Куддус Кужамьяров (21.05.1918, Алматинская обл., Энбекши-казахский р-н, с. Кайназар – 08.04.1994, г. Алматы) – основоположник уйгурской профессиональной музыки, Народный артист СССР и РК, Лауреат Государственных премий СССР и РК, профессор. Творчество композитора поражает своим масштабом. Пожалуй, все имеющиеся в мировой музыкальной культуре жанры он пытался воплотить в уйгурской музыке и дать им жизнь. В лице Куддуса Кужамьярова была впервые представлена одна из ветвей многонационального искусства Казахстана – современная уйгурская профессиональная музыка. Столетиями бытовавшая как искусство устной традиции, с любовью передаваемая от поколения к поколению, уйгурская музыка обрела новое направление в творчестве К.Кужамьярова. Талантливый сын уйгурского народа – одного из древнейших народов Центральной Азии – он проявлял блестящие знания его истории и культурных традиций. На этой основе он создавал сложные музыкальные полотна, современные по духу, мироощущению и стилистике. Поиск органичного синтеза особенностей национальной школы и симфонизма как метода европейского музыкального мышления стал для композитора подлинной целью в творчестве. Для её достижения он создавал одно за другим свои опусы: оперы «Назугум», «Золотые горы», «Садыр Палван», балет «Чин-Томур», пять симфоний, инструментальные концерты, симфонические поэмы, кантаты и оратории, песни, романсы, инструментальные пьесы. Яркие, запоминающиеся образы, мелодическая щедрость, зажигательные ритмы, декоративно-живописная оркестровка привлекают слушателей в его произведениях.
Появление первой уйгурской оперы «Наузугм» (1956) на сцене Казахского академического театра оперы и балета им. Абая явилась важным событием не только в творческой биографии автора, но и в жизни республики.[1] Опера увидела свет в то время, когда шел сложный процесс становления профессионального казахского искусства, когда в творчестве многое определялось слуховой настройкой аудитории, веками воспитанной на монодии. При создании «Назугум» К.Кужамьяров опирался на опыт русского, советского оперного искусства и на достижения казахского оперного театра (оперы Е.Брусиловского – «Кыз-Жибек», «Жалбыр», А.Жубанова и Л.Хамиди – «Абай», М.Тулебаева – «Биржан и Сара»). Интонационную основу «Назугум», как и названных казахских опер, составили популярные народные первоисточники, обработанные с различной степенью сложности; оригинальная, авторская часть тематизма тоже базируется на фольклорном мелосе. Отмечая успех первой уйгурской оперы, композитор А.Долуханян так отзывался о самом авторе: «К.Кужамьярова отличает упорство, целеустремленность, завидное трудолюбие. Постановка оперы «Назугум» не только награда за талант, но и награда за труд. Яркая мелодика запоминается, вокальные партии написаны удобно, выигрышно, превосходны хоры». Опера «Назугум» – вершина раннего периода творчества композитора, она завершила этап поиска своей темы в искусстве, окончательно определила творческое лицо автора и подвела его к осуществлению более смелых замыслов
[1]Опера в четырех действиях, либретто К.Хасанова, режиссер-постановщик К.Джандарбеков, дирижер Г.Дугашев. Исполнители: Назугум – Р.Джаманова, Баки - А.Умбетбаев, Гульмат - Р.Абдуллин. В основе сюжета оперы - народное предание, отражающее действительные события национально-освободительной борьбы уйгуров в 1825-28 гг. против маньчжурских поработителей. Маньчжуры подавили одно из крупнейших движений в Кашгаре (Восстание Джехангира) и жестоко расправились с повстанцами. Все мужчины были уничтожены, а женщины, среди которых была красавица Назугум, проданы в рабство. Девушку насильно выдали замуж. Гордая и смелая, она не покорилась – убила хозяина-маньжура, много раз убегала на родину, но была поймана и по приказу властей публично казнена.
Уже вскоре после «Назугум» у К.Кужамьярова возникает мысль воплотить в большой героической фреске драматические события, связанные с легендарной историей уйгурского народа. Однако тогда композитор не чувствовал себя достаточно подготовленным для такой ответственной задачи и вплотную приступил к работе над оперой только в 1975 году. Опера «Садыр Палван» по содержанию, накалу событий и масштабам может быть уподоблена большой героической эпопее, совершенно новому жанру для казахского и уйгурского оперного искусства 70-х годов.[1] Опера «Садыр Палван» демонстрирует верность К.Кужамьярова ведущей в его творчестве героико-патриотической теме. «Садыр Палван» представляется вершинной в раскрытии этой темы у композитора, а ее идея навеяна несокрушимой верой в силу, мужество народа и его победу. Сюжетную основу оперы образуют предания и действительные события, которые воскрешают одну из значительных страниц героической истории уйгуров. Спектакль воспевает предводителя народно-освободительного движения Садыра, прозванного Палваном (богатырем), свободолюбие, мужество и стойкость народа в борьбе с иноземцами. Несмотря на трагическое содержание, сочинение отмечено подлинным оптимизмом, проникнуто верой в конечную победу повстанцев. Вся опера в целом воспринимается как жизненно-правдивое музыкально-сценическое полотно. Ей присущи образность музыкального языка, развитость средств гармонического и полифонического письма, богатство хоровой палитры, логичность музыкальной драматургии, широкое применение многообразных красочных созвучий, которые вырастают из самого интонационного строя мелодий или приемов народного инструментального музицирования. На диске записана вторая картина оперы «Родной очаг», действие которой происходит в доме Садыра. Садыр прощается с женой Шавахан перед уходом в горы. Теплота и задушевность свойственны лирическому дуэту-прощания.
[1] Опера в двух действиях, шести картинах, либретто М.Абдрахманова, постановка ГАТОБ им. Абая в 1977г., режиссер-постановщик Б.Рябикин, дирижер В.Руттер, хормейстер Б.Жаманбаев. Исполнители: Садыр Палван – М.Мусабаев, Шавахан – Р.Джаманова, военачальник Алахан – Н.Каражигитов.
Важнейшей вехой на творческом пути К.Кужамьярова стал балет «Чин-Томур» (1966)[1] – художественно яркое, зрелое сочинение, отмеченное дальнейшими поисками в области национальной формы, индивидуального подхода к фольклору. Хорошо знакомая, бытующая у многих восточных народов сказка о богатыре-избавителе Чин-Томуре, насыщенная острыми, необыкновенными коллизиями, многими сторонами отвечала требованиям балетного жанра и индивидуальным особенностям творческого дарования композитора. К.Кужамьяров проявил здесь возросшую техническую вооруженность. Свободное владение гармоническими и оркестровыми средствами позволило ему точно и изобретательно воплотить в музыке сказочный сюжет.[2] Многие объективные предпосылки подготовили появление романтически-сказочного балета. И, прежде всего – народное искусство. Следует отметить, что вся культура уйгурского народа в ее древнейших истоках и современных образцах насыщена удивительной пластикой изящного и колоритного танца, сопровождаемого инструментальными наигрышами и пением. Несомненно, традиции национальной хореографии послужили первичным материалом для композитора при создании балета. *****
В настоящий диск вошли архивные записи из опер «Назугум», «Садыр Палван» и балета «Чин Томур». К сожалению, при жизни сам композитор не занимался вопросами звукозаписей своих произведений, и поэтому в Казахстане отсутствуют полные варианты записей его крупных музыкальных полотен. В списке сохранившихся фонодокументов произведений К.Кужамьярова (включая Госархив РК) также не значатся записи его опер и балета, поставленных на сцене ГАТОБ им. Абая. Цель выпуска данного диска – перенести на современный носитель сохранившиеся архивные записи из музыкально-сценических произведений композитора в исполнении выдающихся мастеров казахского искусства, Народных артистов СССР и Республики Казахстан: Р.Джамановой, Р.Абдуллина, Г.Дугашева, Б.Досымжанова, А.Умбетбаева, Ш.Бейсековой, М.Мусабаева, Ф.Мансурова, А.Оспановой и сделать их доступными для широкого круга слушателей. Диск был создан на основе архивных записей из фондов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и семьи К.Кужамьярова.
Редактор-составитель: ХАСАНОВА Р.К.
Dear listener! Your are holding in your arms fresh successive disk devoted to creative work of Kudduss Kuzhamyarov – one of the most distinguished composers and social figures of the XXth century. The present disk’s issue has achieved the success thanks to the support granted by the Kazakh National Conservatoire named after Kurmangazy, where Mr. K.Kuzhamyarov occupied the position of the Rector (Vice-Chancellor) within the period from 1957 to 1967 and the issue is dated to the 90th anniversary of the composer’s birthday. Mr. Kudduss Kuzhamyarov (born on the 21st of May 1918 in Almaty territory, Enbekshi-Kazakh region, town of Kainazar - deceased on the 8th of April 1994 in the city of Almaty) was the founder of the Uigur professional music, People’s Artist of the USSR and the Republic of Kazakhstan, Laureate of the State Premium of the USSR and the Republic of Kazakhstan, professor. The creative work of the composer is amazing by its scope. It seems like he tried to realize in the Uigur music all already existed all over the world culture genres and to bring them to life. One of the branches in multi-national Kazakhstanian art has been represented for the first time in the person of Kudduss Kuzhamyarov – it is current Uigur Professional Music. Existed for centuries as the folk art of a verbal tradition donating across generations, the Uigur music has gained the new tendency in the creative work by K.Kuzhamyarov. The gifted son of the Uigur nation – one of the oldest nations in the Central Asia – he has displayed the brilliant knowledge of its history and cultural traditions. He has created on this basis involved musical sheets up-to-date to one’s spirit, attitude and stylistics. The search for organic synthesis of national school peculiarities and symphony as the method of European Musical thinking became for the composer a real goal in his creative work. In order to succeed it he created one by one his opuses: operas “Nazugum”, “Gold Mountains”, “Sadyr Palvan”, ballet “Chin Tomur”, five symphonies, instrumental concerts, symphonic poems, cantatas and oratorios, songs, romances, instrumental plays. Musical compositions by him attract audience due to their fancies bright and kept in mind, generosity of melody, exciting rhythms, arts and applied orchestration. The advent of the first Uigur Opera “Nazugum” (1956) at the stage of the Kazakh Academic Opera and Ballet Theatre named after Abai, became the most important event not only in the author’s creative biography but in the life of the Republic as well.[3] The Opera saw the light of that day at the point of the involved process in professional Kazakh Art coming into being within the period of a creative work had been determined by hearing tuning of the auditory cultivated by monody. Within the process of “Nazygym” creation, K.Kuzhamyarov had been guided by the experience of Russian and Soviet Opera Art and by the progress of the Kazakh Opera Theatre (operas – “Kyz-Zhibeck”, “Zhalbyr” by E.Brusilovsky, “Abai” by A.Zhubanov and by L.Hamidi, “Birzhan and Sara” by M.Tulebayev). Intonational ground in “Nazygym” as well as in above mentioned operas, was made of popular folk origins, put in final form having different stages of complexity; original author’s part of thematism was also based on the folk meloth. Noting the success of the first Uigur Opera the composer A.Dolukhanyan spoke of the author: “K.Kuzhamyyarov distinguishes himself for his persistence, firmness of purpose, enviable diligence. The performance of “Nazugum”opera is not just only the award for the talent but also the appreciation for the creative labour. Bright melody remains in your memory, vocal parties are written in proper and vantage way, and chorus is splendiferous.” The opera “Nazugum” is the top of the early period of the composer’s creative work; it has completed the stage of research of its own theme in the art and finally defined creative character of the author and placed him to realization of even more audacious intentions. Just after ‘Nazygym” K.Kuzhamyarov had got an idea to realize in large heroic fresco the dramatic events related to legendary history of Uigur nation. However the composer did not feel himself professionally experienced enough for so responsible task and started the opera just only in 1975. The Opera “Sadyr Palvan” by its content, tension of events could be liken to large heroic epopee, absolutely new genre for the Kazakh and the Uigur Opera Art of the 70ies.[4] Opera “Sadyr Palvan” demonstrates K.Kuzhamyarov’s adherence leading to his creative work in heroic and patriotic theme. “Sadyr Palvan” represents itself as a top in development of this theme by the composer and its idea has been casted over by unconquerable trust in force, courage of people and its triumph. Plot base of the opera was founded by legends and real events which recalled one of substantial pages of heroic Uigurs history. The performance praises the leader of people’s liberation movement by Sadyr named Palvan (epic athlete), love of freedom, spirit and firmness of people in their struggle against foreigners. In spite of the tragic content, the composition has been marked by true optimism, penetrated by faith in the final victory with rebels. The opera in a whole is taken as vital and true musical sheet for stage. It is peculiar to intrinsic figurativeness of the music language, maturity of means of harmonic and polyphonic letter, wealth of chorus palette, logicality of musical dramatic composition, wide use of varied highly colored consonances which developed from the most intonation tune of melodies or devices of folk instrumental playing music. The disk has got the second scene of the opera “Own Fireplace” recorded the act at Sadyr’s home. Sadyr says good bye to his wife Shavakhan before his leaving to the mountains. Warm heartedness and sincerity are peculiar to lyric farewell duet. The most important milestone in the creative work by K.Kuzhamyarov is the ballet “Chin-Tomur” (1966)[5] – artistically bright, matured composition, marked with further search in the sphere of national forms, individual approach to folklore. Well-known, existing among many east nations the tale about epic athlete Chin-Tomur is saturated by keen, extraordinary collisions and meet requirements of the ballet genre and individual peculiarities of creative gift of the composer. K.Kuzhamyarov displayed at that point the higher level of technical aids. Free possession of harmonic and orchestra means gives him an opportunity to realize in music THIS fantastic plot.[6] All objective evidences prepared the ground for evidence of romantic fairy ballet .And first of all – folk art. It is necessary to mention that all culture of the Uigur nation in its ancient origins and modern samples is saturated by amazing sense of rhymes in elegant and vivid dance, accompanied by instrumental folk-tuning and singing. Undoubtedly, traditions of national choreography served as the primary material for the composer while the ballet creation.
***** The present disk unites the archives records from the operas “Nazugum”, “Sadyr Palvan” and the ballet “Chin Tomur”. Unfortunately, inter vivos the composer did not arrange sound recording of his works that is why in Kazakhstan there is not any complete variants of records of his large musical sheets. In the list of remained phonodocuments of musical compositions by K.Kuzhamyarov, (including State Archives of the Republic of Kazakhstan) there are not any records by his operas and ballet, performed at the stage of GATOD named after Abai) .The aim of the issue of the present disk is to transfer it to up-to-date input medium all kept archive records from musical and stage compositions by the composer in performance by well-known masters of the Kazakh Arts People artists of the USSR and Republic of Kazakhstan: R.Dzhamanova, R.Abdullin, G.Dugashev, B.Dosymzhanov, A.Umbetbayev, Sh.Beysekova, M.Musabayev, F.Mansourov, A.Ospanova and make them available for the wide range of listeners. The present disk has been issued on the basis of archives records from the funds of the Kazakh National Conservatoire named after Kurmangazy and the family of K.Kuzhamyarov.
Author-editor-in chief KHASSANOVA R.K.
************************************************************************
Kudduss Kuzhamyarov
Disk No.1 Extracts from the opera ‘Nazygym”
Disk No.2 Fragments s from the opera “Sadyr Palvan”, ballet music.
Monologue, Procession). The State Symphonic orchestra of the Republic of Kazakhstan, band master Ilya Ostrovskey (13.23)
ALL MUSICAL COMPOSITIONS HAVE DEEN RECORDED FROM THE FUNDS OF THE NATIONAL CONSERVATOIRE NAMED AFTER KURMANGAZY AND THE FAMILY OF K. KUZHAMYZROV
Куддус Кужамьяров
Диск № 1 Отрывки из оперы «Назугум»
Диск № 2 Отрывки из оперы «Садыр Палван», балетная музыка
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАПИСАНЫ ИЗ ФОНДОВ КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ КУРМАНГАЗЫ И СЕМЬИ К.КУЖАМЬЯРОВА
[1] Балет в шести картинах, либретто З.Райбаева, постановка ГАТОБ им. Абая в 1969г., режиссер-постановщик З.Райбаев, дирижер Г.Дугашев. Исполнители: Чин-Томур – А.Джалилов, Махтум-Сулу – Т.Парпебаева, Чон-Хотун – С.Тулусанова. [2] В сказке повествуется о том, как старшая жена одного уйгура, Чон-Хотун, подкупила злую бабку, чтобы та выкрала новорожденных детей младшей жены, Кичик-Хотун, бросила их в озеро, а вместо детей положила в колыбель щенка и котенка. Разгневанный уйгур выгнал ни в чем неповинную молодую женщину из дому. Но дети ее не погибли. Они выросли в лесу, среди птиц и зверей. Мальчик назвал себя Чин-Томуром, а девочка Махтум-Сулу. Постоянно встречая на своем пути опасности и лишения, смело вступая в борьбу с ними, они стали сильными и ловкими, природа же наделила их невиданной красотой. После долгих скитаний Чин-Томур и Махтум-Сулу вернулись к своему народу. Узнав обо всем, их отец приказал слугам отвести злую Чон-Хотун в горы и бросить ее на растерзание волкам, а Кичик-Хотун снова вернул в родной дом.
[3] The opera is in four acts, libretto by K.Khasanov, producer K. Dzhandarbekov, band-master G.Dugashev. Performers: Nazugum – R.Dzhamanova, Baki – A. Umbetbayev, Gulmat – R.Abdullin. At the heart of theе opera plot there is the folk legend displaying real events of national-liberation movement of Uigurs in 1825-28 against Manchuria conquerors. Manchurs put down one of the largest movements in the town of Kashgar (Dzhehangir’s rising in arms) and carnaged severely against rebels. All men were killed and women with Nazygym among them – the beautiful maid - were sold for slavery. The maid was given in marriage under compulsion. Being proud and bold she did not become reduced – so she killed the master Manchur, tried to escape to her motherland, but she was entrapped and put to death in public under the order of authorities.
[4] The Opera is in two acts, two scenes, and libretto by M. Abdrakhmanov performance by GATOB named after Abai in 1977, producer B. Ryabkin, band-master B.Zhamanbayev. Performers: Sadyr Palvan – M. Musabayev, Shavakhan – R. Dzhamanova, military leader Alakhan – N. Karazhigitov. [5] The Ballet is in six scenes, libretto by Z. Raibayev, performance GATOB named after Abai in 1969, producer Z.Raibayev, band-master G.Dugashev. Performers: Chin Tomur – A.Dzhalilov, Makhtum-Sulu – T.Parpebayeva, Chon-Khotun – S.Tulusanova. [6] The tale narrates about the case when the elder wife of one Uigur Chon-Khotun has bribed one malicious midwife to steal the new-born children of the concubine wife Kichik-Khotun, throw them into the lake and put a puppy and a kitten instead of babies into the cradle. The furious Uigur turned the innocent young woman out of house and home. But her children did not perished. They brought up in the forest among birds and animals. The boy named himself Chin-Tomur and the girl – Makhtum-Sulu. Always meeting on their way perils and hardships and going into struggle with them, they became strong and smart and the nature showered singular beauty on them. After long wandering Chin Tomur and Makhtum-Sulu came back to their nation. Having known everything about the case their father ordered to take away malicious Chon-Khotun to the mountains and throw her to be teared to pieces by wolves and he brought back Kinchik-Khotun home.
Часть первая – Отрывки с оперы «Назугум» (6 треков)
Часть вторая – Отрывки с оперы «Садыр Палван» (3 трека)
|
Комментарии